"Интервью директора ЗАО "АСБИС" для IT.TUT.BY"

Декабрь 10, 2007

"Интервью директора ЗАО "АСБИС" для IT.TUT.BY"

"Интервью директора ЗАО "АСБИС" для IT.TUT.BY"

Павел Кулаковский | Фото: IT.TUT.BYТрадиционный предновогодний взрывной спрос на высокотехнологичное «железо» помог нам выбрать очередного собеседника для интервью по понедельникам. Им стал Павел Кулаковский, директор ЗАО «АСБИС», рассказавший о белорусском рынке аппаратного обеспечения в уходящем году, а заодно – о достижениях и планах своей компании, одной из крупнейших и старейших на рынке.
 
– 2007 год уже подходит к концу. Каким он был для рынка компьютеров и комплектующих и для вашей компании в частности?

– В начале года были определенные сомнения относительно развития рынка компьютерных комплектующих и компьютеров в 2007. Начало года было сложным не только для белорусской экономики, из-за всех перипетий, связанных с нефтегазовым рынком. Мы, как и все, задумывались о том, что может произойти с компьютерным рынком, прогнозы были сдержанные. Но год уже подходит к завершению, и какие-то итоги можно подвести: все-таки для нас этот год охарактеризовался, в первую очередь, ростом, ростом бизнеса в стране. Полагаю, наш бизнес рос в целом быстрее рынка.

Возможно, это связано с тем, что какие-то правильные решения и модели построения бизнеса мы ввели заранее, а в этом году просто наращивали объемы, развиваясь по многим направлениям. Это в свою очередь привело к определенным перестройкам: необходимо было расширить складскую инфраструктуру, увеличить численность персонала. То есть, происходили достаточно большие кадровые изменения, ASBIS в целом вырос и как коллектив. По предварительным данным, бизнес в этом году удвоился.

Будем считать, что это неплохой результат, но если смотреть на наши планы, то речь идет просто об их выполнении – мы планировали удвоение бизнеса в этом году, мы его и добились.

Если говорить о том, что происходит не только у нас, но и в целом на рынке компьютерной техники, то два последние года хорошо складываются для компьютерной индустрии, рынки растут. У нас в Беларуси это происходит так же, как и у всех.

– То есть, мировые тенденции роста полностью распространяются и на нашу республику?

– Да. Причины, разумеется, разные – многое зависит от страны, от того, какие социально-экономические процессы в ней происходят, но в целом ИТ-индустрия, конечно, растет. Во многих аспектах ключевым вопросом становится: насколько промышленность, образование в стране развиты именно в смысле освоения и использования компьютерной техники, информационных технологий, беспроводных сетевых технологий и т.д.

– С 1 апреля 2007 вошел в силу указ N760 и индивидуальных предпринимателей, торгующих высокотехнологичными товарами, перевели с уплаты единого налога на общий порядок налогообложения с юрлицами. Насколько для вас, как для официального поставщика, актуальна проблема «серого» рынка, как вы оцениваете его размеры и принимаете ли вы какие-то меры для борьбы с серым/черным импортом?

– Вопрос, конечно, более чем актуальный. Не секрет, что белорусский рынок во многом остается «теневым». Я бы вообще разделил рынок на две части. На корпоративном рынке (продажи для госпредприятий, крупного бизнеса) давно сложились цивилизованные правила игры, и такие тенденции только усиливаются. Поэтому мы себя видим, в первую очередь, участником этого рынка – мы поставляем комплектующие, которые идут на сборку компьютеров различными белорусскими производителями и дальше поставляются по тендерам на предприятия.

Вторая половина рынка – это рынок розничных продаж. Он наиболее подвержен серым схемам. Тут, в первую очередь, играет роль именно ценовой фактор. На сегодняшний день сложилась такая разница по налоговой нагрузке, что при официальном ввозе и прослеживании всей цепочки до потребителя (НДС, пошлина, налог с продаж) набегает более 40% разницы. Учитывая определенные бреши в таможенном законодательстве для физических лиц, в этом году мы увидели, что товар активно ввозится не только из России, что было очень характерно ранее, но и из Польши, Украины, Литвы… В общем, понятно, что эта ниша всегда существовала и будет существовать. Главное, чтобы доля серого рынка сокращалась, что позволит развиваться законопослушным предприятиям.

В продолжение ответа («боремся мы с этим или не боремся») – у нас свои методы борьбы. Мы работаем официально и максимально это дело стараемся популяризовать. Именно для наших покупателей мы кропотливо, терпеливо объясняем преимущества именно этого подхода.

Я понимаю, что выжить и развить свой бизнес, всерьез думать о перспективах и о будущем можно только тогда, когда ты работаешь полностью официально, и твои методы основаны на легальных способах ведения бизнеса. В принципе, этот подход приносит свои плоды: есть ряд покупателей, которые думают точно так, как и мы, работая с нами уже долгие годы, и полагаю, что не жалеют об этом. Хотя им тоже приходится трудно – они на первом крае борьбы, они разговаривают с заказчиком и объясняют, почему ноутбук или монитор стоит столько, а рядом за углом он вроде бы продается на 20-30% дешевле…

Конечно, в первую очередь надежды должны возлагаться именно на государство, ведь его первоочередная задача – заботиться о наведении порядка. Я вижу, что процесс идет и благодаря тому, что определенная работа проводится, размер черного рынка снижается и официально работающие люди чувствуют, что будущее – за их методами работы.

У нас есть чем заниматься, и мы не подменяем собой какие-то функции государства. Наша компания состоит в Ассоциации Компаний Информационных Технологий (АКИТ). Данная ассоциация консолидировано, от имени всех ее членов проводит работу, направленную на борьбу с черным и серым рынком. Эта работа только начинается и будет активизирована.

А вообще, черный рынок существует абсолютно во всех странах – и в развитых европейских, в любых. Но весь вопрос в соотношениях: если он не превышает нескольких процентов, то и погоды делать не будет.

– Вы говорили о двух больших секторах: розничном и «корпоративно-государственном». Вопрос о втором – там достаточно жесткие правила игры. Насколько вам тяжело работать на этом рынке и конкурировать, например, по мониторам с «Горизонтом»?

– Мы работаем на компьютерном рынке достаточно давно и какой-то конкуренции, связанной с качеством, ценами, мы не боимся – все зависит от уровня, от качества твоей работы. Если ты продаешь качественную технику, обеспечиваешь приемлемый для покупателей сервис, оптимизируешь свои затраты, чтобы обеспечить для покупателей привлекательные цены, то такой подход всегда дает свои результаты. Конечно, я не могу сказать что «нет никаких изменений», и мы не замечаем ничего из того, что происходит на рынке. Безусловно, особенно на рынке мониторов заметна тенденция защиты своих производителей. И когда определенная законодательная база определяет «что покупать, а что не покупать», то это, конечно, достаточно сильно влияет на распределение игроков на рынке. И по рынку мониторов это заметно очень хорошо. Поэтому наши акценты смещаются на продажи в розничный сегмент, потому что корпоративный рынок достаточно плотно занимают белорусские производители («Интеграл», «Горизонт», добавляются ещё несколько новых).

Правильный этот подход или неправильный? Во-первых, это решение государства, оно направлено на развитие наших производителей, и польза от этого будет несомненной. А для своей ниши у нас остается много работы. Что касается компьютеров, то на этом рынке конкуренция так явно не проявляется – он более разнородный, там меньше каких-то ограничений, в том числе законодательных и так далее. Во-вторых, во многом этот рынок занят именно белорусскими производителями и импортные бренды не играют серьезной роли, поэтому мы, например, с компьютерами Prestigio, которые сделаны в Беларуси, и имеют все необходимые сертификаты, можем на равных конкурировать с любым отечественным производителем.

полную версию интервью можно прочитать здесь: http://www.it.tut.by/news/97516.html

Отказ от ответственности: Информация, содержащаяся в каждом пресс-релизе и материале, размещенном на сайте, была действительной в момент его публикации. Несмотря на то, что пресс-релизы и другие материалы остаются на веб-сайте компании, компания не принимает на себя обязательств обновлять информацию с учетом последующих событий. Следовательно, читателям пресс-релизов и других материалов, не следует полагаться на точность и актуальность опубликованной информации после момента публикации.